ИГОЛЬНОЕ КРУЖЕВО ПО БУМАЖНОЙ ПОДЛОЖКЕ

Игольное кружево – особенности техники и пошаговая инструкция

С иглой в руках не только шьют, но и плетут кружева. История техники плетения игольного кружева насчитывает сотни лет. Сегодня его широко используют в объемной вышивке. С подробной инструкцией изящной техникой плетения овладеет даже новичок.

Особенности техники

Игольное кружево, которое часто называют румынское кружево, плетут только нитью и иглой. Первые упоминания о технике плетения появились в Италии. Ажурная сеточка «ретичелла» выполнялась из льняной ткани, из которой частично выдергивали нити канвы и обшивали их в замысловатые рисунки. Украшением узора служили дополнительные стежки (бриды).

В Румынии плетение прижилось среди местных мастериц. Со временем оно усложнялось, вместе с нитями стали использовать тонкие шнурки для фактурного рисунка. Работа выполнялась с помощью игл, челнока, крючка, были разработаны различные стили. Но суть румынского кружева осталась неизменной. На жестком фоне (толстый картон или пластиковая основа) направляющая нить или тонкий шнурок закрепляют с помощью стежков. Позже наметку и фон удаляют, остается тонкое кружевное полотно.

Турецкое игольное кружево ойяси (Oyasi). Урок № 18: колоски

Описание работы

При должном усердии и наличии свободного времени с румынским кружевом справится мастерица любого уровня подготовки. Стоит начинать с простых моделей – декоративной салфетки, накладного воротничка или легкой накидки-болеро.

Пошаговая инструкция для начинающих поможет овладеть азами плетения. Начинать лучше с небольшого рукоделия – оно не потребует много времени и усилий.

Следует подготовить инструменты и материалы для работы:

  • шнур для выкладывания узора;
  • хлопчатобумажные нити в тон;
  • нити для вышивки и заполнения промежутков;
  • трафарет рисунка на кальке;
  • плотный полиэтилен;
  • ткань для наметки;
  • иглы, булавки, ножницы, маркер для разметки.

За орнамент можно взять готовые схемы для кружев или придумать свой узор. При переводе рисунка на кальку стоит учесть толщину шнурка. Чтобы не испачкать ткань чернилами, под нее подкалывают полиэтилен, снизу кальку, и все вместе сшивают. Можно поступить проще – перенести рисунок на картон и сделать ламинацию, или полностью обмотать прозрачным скотчем поверх нарисованного эскиза с обеих сторон.

Обратите внимание! Начинающим удобнее плести отдельные детали изделия, а потом стачивать их вместе в одно полотно.

Пошаговая инструкция

На тканевую основу выкладывается шнурок. Концы должны фиксироваться встык, накладывать их друг на друга нельзя. Но допускается пересечение при укладке завитков.

Турецкое игольное кружево ойяси (Oyasi). Урок № 20: голубой цветок

Чтобы узор не смещался, стоит дополнительно подкалывать швейными булавками. Затем приметать его нитками контрастного цвета.

Когда канва рисунка готова, приступают к вышивке. Сначала отдельные элементы соединяются широкими стежками-бридами. Пространство заполняется петельками-мостиками, если расстояние до основного узора слишком велико, оно делится на несколько частей и обшивается по отдельности («сеточкой», «лепестком», «листком»).

Затем каждый стежок обшивается петельным, фестонным или штопальным швом. Нитки берут того же цвета, но более тонкие. Плотно обшитые вышивальным швом стежки не должны касаться ткани. Красиво смотрятся узелковые соединения (косой тамбурный или турецкий узел). Они уплотняют узор, перетягивая поперечные жгутики узора по центру.

Когда работа будет окончена, следует убрать контрастную наметку, отпороть тканево-полиэтиленовую подложку. Изделие отпарить, прогладить и высушить.

Вопросы и ответы

Какие нити выбрать для игольного кружева?

Лучше всего подойдет тонкий шнур «гусеничка». Он достаточно объемный, и в то же время изделие получится легким, почти невесомым. Можно связать шнурок для кружева крючком из хлопковой, шелковой или смесовой нити, а также купить готовый (продается в мотках).

Как спрятать обрезанные концы шнура на лицевой части?

При обрезке шнура по ходу рисунка следует оставлять несколько сантиметров запаса. Эти кончики по завершении работы распустить. С помощью иглы вышивальными стежками соединить с другими элементами кружева.

Турецкое игольное кружево ойяси (Oyasi). Урок № 24

Можно ли обойтись без тканевой подложки?

Опытные мастерицы используют только картонную основу или тонкий пенопласт. К такой подложке шнур не пришивают, а прикалывают швейными булавками.

ИГОЛЬНОЕ ТУРЕЦКОЕ КРУЖЕВО. ЧАСТЬ 3 — ЛЕПЕСТКИ И ЛИСТЬЯ

Для создания таких деталей, как лепестки и листья, узелки и петельки плетите веерообразно, рядами туда и обратно, сначала увеличивая их количество, а затем уменьшая. В конце ряда меняйте направление движения. Узоры создаются при плетении снизу вверх.

Лепестки и листики расширяйте за счет дополнительных узелков, выполняемых на крайних петлях ряда. Для убавления оставляйте по одной петле с каждого конца ряда свободной и заканчивайте лепесток или листочек одним узелком. Начинайте вязание с одного или трех узелков (обязательно нечетное число), сплетенных на кольце из нити.

По желанию можете обвязать лепестки контрастным цветом петельным или обметочным стежком, а также вышить на лепестках и листьях прожилки.

Петельный и обметочный стежки.

Эти два стежка выполняются одинаково. Разница в том, что обметочные стежки кладут вплотную друг к другу, а петельные — с расстоянием между ними. Двигаясь слева направо, выведите иглу на лицевую сторону у нижнего края изделия, который хотите обметать. Обведите иглу вокруг края и снова выведите на лицевую сторону возле него, чтобы нитка образовала вокруг иглы петлю. Затяните петлю, повторяйте столько раз, сколько потребуется. Закрепите последнюю петлю коротким пришивным стежком через верхний край.

Игольное кружево — шнуры и шарики.

Для создания объемных шнуров вяжите всегда по кругу от центра, не поворачивая вязание. Чем меньше петель, тем тоньше получится шнур. Плоские шнуры работайте рядами.

Для выполнения шариков работайте по кругу от центра, не поворачивая вязание, сначала увеличивая размер петель между узелками, затем уменьшая. Если шарик маленький, то, не довязывая несколько рядов до конца шарика, необходимо заполнить его наполнителем в цвет плетения. Также можно обмотать ватный или любой другой шарик, нитями такого же цвета, как игольное кружево. Ватный шарик можно и раскрасить под цвет нити. В последних рядах понадобится уменьшить размер петель между узелками и в конце работы стянуть плетение. Пришейте шарик по месту.

Если шарик большой

Расписывайте шарики под цвет нитки, которой плетете. Здесь для наглядности мы оставили шарик белым. Проткните иглой с нитью ватный шарик насквозь, обведите нить вокруг шарика, снова проткните шарик иглой. Выполните, таким образом, 9-10 стежков.

Отрежьте новую нить и протащите ее через верх ватного шарика. Оплетайте нитью вертикальные стежки, захватывая их по два через два.

После нескольких круговых рядов начинайте плести кружево любым способом. Завязывайте узелки как можно ближе друг к другу. На вертикальные стежки не обращайте внимания, они вам больше не понадобятся; они остаются внизу под плетением.

Постепенно увеличивайте количество петель, прибавляя их по одной равномерно. Если нитка неожиданно закончится, вытяните короткий конец через ватный шарик вниз и прикрепите его к вертикальным стежкам. Привяжите новую нитку и вытяните ее через шарик наверх и продолжайте плетение.

Дойдя до самой широкой части, начните убавлять петли, пропуская петли предыдущего ряда. Оплетите весь шарик, обрежьте все лишние концы ниток. Если требуется для модели, зеленой нитью выполните несколько рядов петельным швом.

Чтобы ваши цветы получились оригинальными и непохожими один на другой, украсьте их сердцевины различными стежками, подобрав контрастные цвета. Самые подходящие для этого стежки: узелок «рококо», французский узелок и шов «толстый пестик». На лепестках цветов можно вышить прожилки прямыми стежками.

Выведите нить из точки А. Затем уведите в точку В и снова выведите нить в точке А.

Придерживайте иглу левой рукой, а правой намотайте нить, выходящую из точки А, на иглу по направлению снизу вверх (нужное количество раз).

Протяните иглу с нитью сквозь сердцевину цветка и навивки на игле и расположите узелок по месту.

Выведите иглу на изнаночную сторону работы, закрепите нить.

Выведите иглу на лицевую сторону из точки А. Трижды обмотайте иглу нитью, придерживая ее близко к работе.

Выведите иглу на изнаночную сторону в непосредственной близости отточки А.

Вытяните излишки нити на изнаночную сторону работы. Закрепите нить.

Введите иглу в точку А с лиц. стороны работы и выведите в точке В. Конец нити пусть останется на лиц. стороне. Введите иглу в точку С и тяните нить, пока не образуется петля необходимой длины.

Сверху на подвижную нить набросьте еще одну петлю и затяните нить полностью, закрепив большую петлю маленькой.

Плотно заполните внутреннюю часть цветка петлями необходимой длины, не забывая закреплять их маленькими узелками.

Шов «толстый пестик»

Иглу со вдетой в нее нитью выведите через точку А. Вытащите нить из иглы. Иглу без нити воткните в точку В (подложите под ткань подушечку для игл и притопите иглу в подушечку через ткань вертикально).

Наберите на иглу 5 петель, движением от себя вокруг иглы. Петля напоминает наборную петлю при вязании спицами.

Возьмите нить в два сложения и обмотайте иглу 6 раз.

Верхнее кольцо нити набросьте на иглу, вытяните нить.

Одинарной нитью обмотайте иглу три раза. Вденьте нить в иглу и выведите на изнаночную сторону ткани. Закрепите нить.

Шов «толстый пестик» можно сделать различного размера, увеличивая число наборных петель, и узелков «рококо».

Игольчатое кружево – сборка и отделка.

Соединять лепестки и листики можно в процессе выполнения, захватывая соседние нити. Оформлять контрастной нитью края цветка лучше в конце работы, петельным швом. Также в конце работы можно обозначить прожилки на листьях и лепестках прямыми стежками, тем же или контрастным цветом.

Игольная сеточка для ирландского кружева от KateArt. №1. Irish Crochet Lace.

Для выполнения тычинок и пестиков цветков используйте вытянутые закрепленные петли.

Если при выполнении произошла ошибка, аккуратно развяжите узелки иглой до того места, где вы ошиблись. Удобнее всего распутывать узлы при помощи двух игл. Пальцами развязывать узелки очень сложно.

Окантовка игольного кружева.

Лепестки и листья часто приходится укреплять по контуру, чтобы они не теряли форму и выглядели объемными. Окантовка должна поддерживать готовое изделие. Для этого используют тонкую проволоку, конский волос или леску, их прокладывают по контуру элемента. Прикрепление окантовки выполняется обметочными стежками.

Стежки должны быть короткими, тугими и аккуратными. Окантовку делают в цвет изделия или, наоборот, контрастной нитью. Окантовку желательно выполнять одной непрерывной нитью. Также можно сначала обмотать проволоку нитками необходимого цвета и затем продернуть ее по краю детали, аккуратно захватывая петли плетения.

Игольное кружево на Руси

Кружевные изделия на Руси в основном создавали вышивкой по сетке, которую получали выдергивая нити (уток и основу) из полотняной ткани. Это так называемое шитье по выдергу, которое получило название «строчевая вышивка», или просто «строчка». Таким способом шили мережки, прошвы, отдельные элементы отделки и край изделий. В разных районах России существовали свои приемы шитья, различающиеся и размером ячеек сетки и видом разделок. По виду кружева легко можно было определить, где оно сшито.

В Тверской области кружево шьют на тонком полотне или батисте по сетке с мелкими ячейками (менее 4 х 4 мм). Сетку обвивают в один оборот, рисунок на сетке выполняют, используя разные приемы: штопку, настил, паучки, паутинку, воздушно-петельный шов. Это шитье получило название «мелкая тверская строчка».

Новгородская область славится своей крестецкой строчкой, родина которой село Крестцы, где издавна существовала льно-прядильная фабрика. Полотно там ткали не тонкое, поэтому и сетку продергом получали с более крупными ячейками- от 1 х 1 до 5 х 5 см. Известно шесть основных видов крестецкой строчки: рассыпной гилюр (ячейки 1х1 см), старинный гилюр (1,5х1,5см), «мыльный пузырь», «вологодское стекло» (4х4см), тарлата (1,2х1,2см) и сновочный мотив (до 5х5см). Эти строчки шьются разными приемами и имеют свой особый вид.

Отличаются от них ивановская и ярославская строчки. Ивановская строчка, как и крестецкая, выполняется на полотне cpeдней плотности, вышивают узор обычно белой нитью, используя приемы тверской строчки, по сетке с ячейками в 2, а то и в 3 раза больше. Но главное отличие этого кружева заключается в том, что готовый узор обшивают цветной нитью (чаще всего красной). Поэтому и называют эту вышивку «ивановская строчка с обводкой». Ярославское шитье тоже заканчивают обшивкой узора цветной обводкой. Но эти изделия отличаются еще тем, что их выполняют яркими толстыми нитями (мулине в 6сложений, ирисом, шерстяным и шелковым гарусом). Вышивают по необвитой сетке с ячейками до 1х 1см, используя кроме перечисленных приемов шитья еще стлань и розочки. Особой изысканностью и разнообразием приемов шитья славится кружево Нижегородской области. Такое кружево, выполненное по продернутой сетке (ячейки до 6х 6 мм), называют филейной вышивкой. Часто нижегородские кружевные изделия выполняют по специально сплетенной из нитей сетке (ячейки 8х 8 мм, а иногда и больше). Такое кружево называют гилюрной вышивкой.

В России иглой шили кружево «на воздухе», но только по краю изделия или по тесьме так называемое краевое кружево, а также по нити мерное кружево. Но кружева, подобные венецианским, не были у нас известны до времен Петра 1. Считается, что именно Петр пригласил в Россию итальянских мастеров для обучения русских вышивальщиц искусству шитья кружева. Так, в небольшом тогда поселке, а теперь городе Кадом Рязанской области была организована артель, и поныне создающая удивительное кружево, получившее название «кадомский вениз». В этом названии отражены и география (г. Кадом), и происхождение (Венеция) кружева. Конечно, оно отличается от венецианского и методом шитья (русское кружево шьют в пяльцах, а не на подложке), и узором, в котором отражены русские традиции, и видом разделок, поскольку в «кадомском венизе» широко используют разделки, издавна применявшиеся в строчевом шитье. Кружево «кадомский вениз» поражает своей красотой и разнообразием тематики. Используя этот метод шитья, художники и мастера создают удивительные изделия — от небольших салфеток и скатертей до замечательных «воздушных» картин и даже икон. Техника шитья этого кружева больше всего схожа с техникой шитья «солнечного кружева», хедебо, кружева «ретичелла», т.е. кружевная вязь создается в свободном пространстве основы (в вырезах ткани) путем протягивания брид и заполненения образованных бридами участков разными сетками (узорчатыми и плотными), как это делается в крестецкой строчке при шитье «вологодского стекла» или «мыльного пузыря», При шитье «кадомского вениза» часто в качестве дополнения используют и другие виды вышивки — гладь, простые швы, ришелье и др.

Оцените статью
Своими ручками: поделки и рукоделие