ИНДИЙСКАЯ ВЫШИВКА ЗАРДОЗИ

ИНДИЙСКАЯ ВЫШИВКА ЗАРДОЗИ

На бархате, парче, шелке вышивались причудливые узоры золотыми и серебряными нитями, нашивались драгоценные камни, жемчужины, и в результате получалось — волшебство.

Сейчас вышивка зардози широко используется в фэшн-индустрии. Искусству зардози не одна сотня лет. Пришло оно в Индию вместе с Великими Моголами, которые позаимствовали его у персов. Само слово зардози состоит из друх персидских слов «зар» и «дози», означающими соответственно «золото» и «вышивка». Первоначально в вышивке зардози исользовались только золотые и серебряные нити, поэтому такие изделия могли позволить себе только очень богатые. Вышивка зардози украшала наряды придворных, ковры, покрывала, тенты.
В настоящее время в вышивке используют также разноцветные металлические нити. Для зардози подходит дорогая качественная ткань – шёлк, вельвет, парча. Искусство вышивки зардози требует огромного терпения и мастерства. Помимо металлических нитей, для создания дизайна используют стразы, бусины, а также драгоценные и полу-драгоценные камни.
Вышивка зардози особенно популярна в свадебных нарядах, а также ею украшают покрывала, подушки, занавески, скатерти, сумки, туфли

Буквально с фарси переводится как вышивка
золотом.На бархате, парче, шелке вышивались причудливые узоры золотыми и
серебряными нитями, нашивались драгоценные камни, жемчужины, и в
результате получалось — волшебство. Искусство вышивки достигло своего расцвета под покровительством
падишаха из династии Великих Моголов Акбара. В XVII веке Аурангзеб решил
отказаться от покровительства, что привело к тому, что искусство
зардози перестало развиваться и могло вообще исчезнуть.

Материалы для вышивки стояли достаточно дорого, поэтому мастера не имели возможности заниматься вышивкой самостоятельно.

Большинство мастеров в поисках заработка уехали из Дели в Пенджаб и
Раджастан. С конца XVIII века и в XIX веке с наступление эпохи на судьбу
искусства вышивки выпала еще одна неудача. И только в середине ХХ века
индийское правительство приняло шаги для того, чтобы восстановить и
уникальное искусства зардози и дать ему развитие наряду с другими

традиционными вышивками. В течение десятилетий зардози главным образом
делали в Хайдарабаде и Мадрасе. В наши дни главные центры вышивки
находятся в таких городах, как Кашмир, Ченнай, Аджмер, Мумбаи, Агра,
Дели, Бхопал и Лакхнау.

Главной проблемой географической ограниченности зардози было то, что
серебро и золото не было доступно в больших масштабах. Препятствие было
преодолено путем комбинирования золотого покрытия и медной нити, и
окрашивания золотом шелковой нити. Не меньшей проблемой были также
небольшое количество мастеров, способных передать свои знания. Одним из самых известных мастеров Зардози был Шамасуддин из Агры.
Вышитые картины Шамсуддина – самые тяжелые художественные вышивки в
мире, каждая весит больше двухсот килограммов! Художник украшал их
драгоценными камнями, некоторые – тысячами самоцветов. Одну из самых
известных композиций — «шахматы» — с двадцатью тысячами камней мастер
вышивал тридцать лет! Еще в 70-е годы шейх из Саудовской Аравии
предлагал за нее два миллиона восемьсот тысяч долларов, но безуспешно.
Шамсуддин работу не продал, понимая, что ничего подобного создать
никогда уже не сможет. Так или иначе, но работы Шамсуддина – пожалуй,
одни из самых дорогих в мире вышивок .

Мастер Шамсутдин из города Агра в Индии не только освоил в
совершенстве искусство зардози но и создал свою, совершенно уникальную
технику вышивки. Шамсуддина, вышивальщика в тринадцатом поколении уже
давно нет в живых, но картины навечно обессмертили его имя: шитье
сделано так, что все детали представляются объемными, словно в
стереоизображении, придавая полотну особую экспрессию. Они вышиты с
такой точностью, что дух захватывает. Когда стоишь рядом, кажется, что
чувствуешь дуновение ветра, запах цветов и пение птиц. Работы сделаны с
помощью нитки, иголки и ничего более. Начав с простого рисунка, он
накладывал стежки хлопковыми нитями один слой поверх другого, чтобы
придать картине объем, движение, мускулы. А поверх тончайшими стежками
он вышивал всю картину шелком. Основная часть его работ находится в
специальном музее в городе Агра. Теперь эти шедевры охраняются так же
строго, как самые дорогие коллекции ювелирных украшений. Ведь ничего
подобного во всем мире не найти!

За всю жизнь у Шамсуддина — прославленного мастера вышивки под названием зардози было около пяти тысяч учеников.
Но лучшим из них стал его старший сын Раисуддин. Ему-то он и передал
свое дело. Работа над картиной начинается с рисунка на кальке. Сперва
его пришивают к ткани, обозначая контуры изображения, а затем вышивают,
придавая цвет и объем. Аметисты, сапфиры, изумруды, нефриты, тонкость
работы и изящество рисунка. «Высшим пилотажем» здесь считают вышивку,
изображающую животных – стежками и цветом нити нужно передать фактуру
кожи, направления шерстинок, или, например, тонкие волоски на морде
лошади. До такой работы допускают только самых опытных профессионалов.
В президентском музее в Лос-Анжелесе висит портрет американского
президента Рональда Рейгана работы Шамсуддина, в дар президенту Форду
его сын преподнес вышитого Авраама Линкольна. Раисуддин очень гордится,
что портрет Линкольна висит где-то на стене в Белом доме. Но намного
больше наследник Великого мастера гордится своим знаменитым отцом: ведь
ему удалось сделать настоящее чудо – поднять искусство вышивки шелком на
новую, ещё небывалую высоту.

Индийская вышивка «Зардози» (Zardosi)

Различные стили и направления вышивки зависят от региона Индии, их насчитывается несколько десятков. Узор формируется на основе текстуры ткани, ниток и стежка. Используются в основном такие геометрические элементы как круги, квадраты, треугольники. С помощью различных комбинаций данных элементов получается красивый узор.

Зардози — одежда богов

Наиболее роскошной и богатой, но, тем не менее, очень трудоемкой является индийская вышивка в технике Zardosi. Эта вышивка интересна тем, что вместо шелковых и обычных нитей используется металлическая нить. Среди тканей традиционно выбирается шелк или бархат, на который накладывается рисунок из металлических нитей, который украшается камнями или бисером, что создает неповторимый образ богатства и красоты. Такой наряд может позволить приобрести себе только богатая женщина.

История Zardosi уходит в далекое прошлое. В ведах такая одежда была описана, как одежда богов. В греческой литературе упоминаются изделия сделанные в технике Zardosi, как золотые работы из Индии. Но именно в эпоху правления Империи Великих Моголов данная техника достигла своей славы. А именно, кроме золотистой нити стали добавляться жемчуга, драгоценные камни, а так же королевские ткани, такие как бархат и шелк.

Зардози (Zardosi) с персидского означает золотое шитье (зари — золото, дози — вышивка), так как в данной технике используются в основном золотые и серебряные нити.

Нить изготавливали путем плавления золотых слитков. Из-за недостатка золота и серебра медные или шелковые нити стали покрывать золотом.

Данная вышивка великолепна и богата законченными сложными узорами цветов, звездами и другими мотивами. Традиционно данной техникой занимались мужчины. Мастера садятся вокруг деревяной рамы, которая называется адда со всеми приспособлениями: крючками, блестками, проволокой, нитями, бусинами и т.д. После на протянутую ткань наносится узор и только тогда начинается вышивка.

В настоящее время используют и другие различные материалы для выполнения техники Zardosi, такие как вельвет, тяжелые шелка, атласы.

Данную технику применяют почти все современные индийские дизайнеры.

Свадебные сари с вышивкой Zardosi являются одними из самых предпочитаемых во всей Индии. Но не стоит забывать и о шервани (Sherwanis) — индийском костюме для жениха, который не менее эффектно может быть украшен этой вышивкой.

Зардози. Индийская вышивка.

Зардози – древнее персидское искусство, ремесло (зари на персидском языке золото и дози – вышивка), хотя в Индии утверждают, что с техникой вышивания золотыми нитями здесь были знакомы уже во времена Ригведы. Вышивкой зардози украшали одеяния статуй богов и богинь.
Вышивка зардози – мужское мастерство. Вышивание в технике зардози начинается с того, что мастера располагаются вокруг деревянной структуры (рамы) «аддаа» со своими инструментами и необходимыми материалами. Это изогнутые крючки, похожие на маленькие вязальные крючки, золотые проволоки, металлические звезды, круглые блестки, стеклянные и пластмассовые бусы, нити. Затем на ткань, протянутую на раме, копируется узор и начинается кропотливая работа, непосредственно сам процесс вышивки.

Работа выполнена в технике бумагопластика

Распечатаные картинки вырезала.

Для ветки дерева использовала коричневые обои

Так как это вышивка, то оформила в пяльца (они и стали рамкой). Пяльца сделала из картона

Своего расцвета искусство вышивки достигло под покровительством падишаха из династии Великих Моголов Акбара. В 17 веке Аурангзеб отказался от покровительства, это привело к тому, что искусство перестало развиваться и могло исчезнуть, вообще. Материалы для вышивки стоили чрезвычайно дорого, и мастера просто не имели возможности заниматься делом самостоятельно.

Много мастеров в поисках работы уехали из Дели в Раджастан и Пенджаб. С конца 18 века и в 19 веке с наступлением эпохи индустриализации искусство вышивки потерпело ещё одну неудачу. Лишь в середине двадцатого века индийское правительство предприняло шаги для восстановления и продвижения уникального искусства, наряду с другими многими традиционными вышивками. Зардози главным образом в течение десятилетий делали в Мадрасе и Хайдарабаде. В наши дни главный центр вышивки находится в Лакхнау. Бхопал, Дели, Агра, Мумбаи, Аджмер, Ченнай и Кашмир также среди мест, где мастера вышивают в технике Зардози.

Главная проблема географической ограниченности зардози состояла в том, что золото и серебро не было доступно в большом масштабе. Препятствие преодолели путем комбинирования медной нити и золотого покрытия, и окрашивания шелковой нити золотом. Не меньшей проблемой было и совсем небольшое количество квалифицированных мастеров, способных передать свои знания.

Начать хочу с представления техники вышивки зардози и о Великом мастере Шамсуддине из Индии.

Мастер Шамсутдин из города Агра в Индии не только освоил в совершенстве искусство зардози но и создал свою, совершенно уникальную технику вышивки. Шамсуддина, вышивальщика в тринадцатом поколении уже давно нет в живых, но картины навечно обессмертили его имя: шитье сделано так, что все детали представляются объемными, словно в стереоизображении, придавая полотну особую экспрессию. Они вышиты с такой точностью, что дух захватывает. Когда стоишь рядом, кажется, что чувствуешь дуновение ветра, запах цветов и пение птиц. Работы сделаны с помощью нитки, иголки и ничего более. Начав с простого рисунка, он накладывал стежки хлопковыми нитями один слой поверх другого, чтобы придать картине объем, движение, мускулы. А поверх тончайшими стежками он вышивал всю картину шелком. Основная часть его работ находится в специальном музее в городе Агра. Теперь эти шедевры охраняются так же строго, как самые дорогие коллекции ювелирных украшений. Ведь ничего подобного во всем мире не найти!

За всю жизнь у Шамсуддина — прославленного мастера вышивки под названием зардози было около пяти тысяч учеников. Но лучшим из них стал его старший сын Раисуддин. Ему-то он и передал свое дело. Работа над картиной начинается с рисунка на кальке. Сперва его пришивают к ткани, обозначая контуры изображения, а затем вышивают, придавая цвет и объем. Аметисты, сапфиры, изумруды, нефриты, тонкость работы и изящество рисунка. «Высшим пилотажем» здесь считают вышивку, изображающую животных – стежками и цветом нити нужно передать фактуру кожи, направления шерстинок, или, например, тонкие волоски на морде лошади. До такой работы допускают только самых опытных профессионалов. В президентском музее в Лос-Анжелесе висит портрет американского президента Рональда Рейгана работы Шамсуддина, в дар президенту Форду его сын преподнес вышитого Авраама Линкольна. Раисуддин очень гордится, что портрет Линкольна висит где-то на стене в Белом доме. Но намного больше наследник Великого мастера гордится своим знаменитым отцом: ведь ему удалось сделать настоящее чудо – поднять искусство вышивки шелком на новую, ещё небывалую высоту

«Хороший пастух». Размер картины примерно 2,52 м на 1,90 м, художнику потребовалось 18 лет для того, чтобы ее закончить.

«Букет цветов», ее размер около 2,30 м на 1,68 м. На создание этой великолепной работы Шамсуддин потратил 1000 часов, а делал он ее в течении 11 лет.

Вышивка Зардози применялась для украшения одежды, обуви, интерьера, покрывал для слонов и т.п. И по сей день в Индии используют вышивку Зардози для создания шикарных нарядов, и каждая модница мечтает заполучить вышитое сари в свой гардероб.

Оцените статью
Своими ручками: поделки и рукоделие