КОЛОКОЛЬЧИК ФРИВОЛИТЕ СО СХЕМАМИ

Фриволите.

Фриволите (frivolite – с французского буквально «пустота, легкомыслие») – название техники рукоделия и плетеного узелкового (челночного) кружева, выполняемого с помощью челноков. Этот вид кружева называют также французским кружевом и итальянским гипюром. Искусство кружевоплетения зародилось в конце XV – начале XVI в. в Италии, в конце XVI в. оно получило развитие во Фландрии и затем распространилось по всей Европе. Что касается происхождения этой техники, то одни исследователи называют ее родиной Италию, другие полагают, что она зародилась в Азии. Челночное плетение было особенно популярно в Европе в VII веке. Кружево, выполненное в этой технике, использовали для отделки одежды и декорирования портьер, занавесей и т.п. В Россию, как следует из вариантов названия, эта техника пришла из Франции. Французское кружево используют для отделки одежды, создания салфеток, прошв, воротников, декоративных элементов скатертей, ажурных вставок для вязаных изделий и т.д. Эту технику используют также для создания кулонов и другой бижутерии, вплетая в кружево бусины и бисер.

КОЛОКОЛЬЧИК ФРИВОЛИТЕ СО СХЕМАМИ

Автор: Наталия Горюшкина

У каждого вида кружева своя история, свой путь в веках. Иногда, он очевиден, иногда — сложен и неоднозначен, а порой даже совершенно теряется на просторах истории человечества. Не помогают даже названия, ведь частенько один и тот же вид рукоделия в разных странах называется по-разному. И самый яркий пример — фриволите. Вот уж поистине — сколько народов, столько и названий, что уже подразумевает довольно запутанную историю.

урок 9 Фриволите для начинающих. Читаем схемы

История фриволите и правда особенно запутанная. Сейчас большинство историков склоняются к версии "восточного" происхождения данного кружева. Ведь челнок был изобретен именно народами Востока и получил название "манук".

В Европе челночное кружевоплетение впервые появилось в Испании вместе с маврами, где его называли "okko", то есть "глазок", поскольку испанские гипюры, изготовленные с помощью челнока, состояли в основном из колец, имеющих овальную форму, напоминающую форму глаза. Похоже назвали это кружево и итальянцы — "occhi", по-итальянски тоже означает "глаза".

Фото. Колье — воротничок "Карамель". Автор работы — фантазерка-Ой-ля-ля.

В Германии это кружево называют Schiffchenspitze (шиффен шпитцен) — челночное плетение или челночное кружево.

В Англии — tatting (тетин от "tat" — плести кружево) — плетеное кружево. Считается, что англичане позаимствовали это вид рукоделий из своих колоний на Востоке.

Во Франции его именуют знакомым нам всем словом фриволите. Кстати, происхождение французского слова двояко. С одной стороны: "frivole" — "пустой" можно отнести к структуре кружева — неплотное, с большими, незаполненными дырочками. Другое значение этого слова — "легкомысленный". Это вполне могло относиться как к легкомысленности любой отделки платья, так и к характеристике дам высшего света, занимавшихся рукоделием. Действительно, фриволите было очень популярно в этих кругах, т.к. было простым по исполнению, не требовало большой сосредоточенности и позволяло вести за работой легкомысленные беседы.

Фото. "Girl Tatting", Пьер Огюст Ренуар, 1906.

Именно из Франции этот вид рукоделий пришел и в Россию, вместе с названием — "фриволите". Первые упоминания об этой технике в России можно найти в книгах по рукоделию, вышедших в 80-х годах XIX века. До этого в нашей стране челночное кружево было практически неизвестно. В русской портретной живописи, относящейся к XVIII веку и ранее, нет ни одной детали костюма, выполненной в этой технике. Не упоминается фриволите и в русской художественной литературе того времени. А все кружева по дошедшим до нас источникам, были выполнены или иглой по сетке, или на коклюшках.

Технологически фриволите — это разновидность узелкового кружева, выполняемого при помощи челнока, в корпусе которого размещается шпулька с нитью. Т.е. челнок — это инструмент и для удержания, и для подачи рабочей нити (подобно коклюшкам при получении коклюшечного кружева).

Фото. Воротничок. Фриволите. Автор работы — Angelina Jolie.

Первоначально челноки были достаточно большими и употреблялись с более грубой, чем теперь, нитью. В XVIII веке, когда все виды кружев стали изготовлять из тонкой льняной нити, челноки стали меньше и изящнее. Чаще всего их делали из металла, а порой даже — из фарфора или слоновой кости. Были в употреблении и челноки из панциря черепахи, отделанные металлом или перламутром.

Высокая популярность фриволите вполне объяснима: кружева всегда были предметом роскоши и пользовались большим спросом. Каждому хотелось бы их иметь, но классическое кружево было дорогим и потому для большинства людей недоступным. Изобретательные рукодельницы нашли способы создания относительно недорогого кружева, и при этом выполняемого быстрее, чем известные на тот момент традиционные кружева. Одним из таких способов и было фриволите.

Фото. Зонтик от солнца, Англия, 1850 г. .
Фото. На увеличенном фрагменте видно, что он выполнен в технике фриволите из колец и пико.

Первые изделия фриволите состояли только из колец, позднее появились и пико (петельки из нити между двумя узлами). Мастерицы выполняли цепочку из нескольких близко расположенных колечек, затем их располагали в нужном порядке и аккуратно сшивались вместе в мотивы. Когда дело доходило до соединения мотивов, то через 2 пико пропускалась нить и завязывалась узлом, а ее концы затем обрезались. Вот так просто!

Такое древнее фриволите, использующее только кольца и пико, сейчас нам может показаться примитивным. Тем не менее, первые мастерицы ухитрялись выполнять в этой технике большие и сложные изделия, например накидки, покрывала, зонтики, добиваясь красивого ажурного эффекта за счет искусного комбинирования колечек и петелек.

Фриволите. Серьги Колокольчики. Процесс плетения. Frivolite

Довольно часто в элементы фриволите добавлялось и игольное кружево. Это стало возможно после во второй половине XIX века года, когда появились тонкие и прочные мерсеризованные нитки из льна. При помощи игольного кружева изделиям придавали круглую, овальную или прямоугольную форму.

Фото. Колье. Фриволите. Автор работы — Душечка 74.

В те годы в Англии издается большое количество книг по истории фриволите со схемами изделий и подробными описаниями. По ним вполне можно проследить историю этого вида рукоделия. Так в издании 1851 года "Tatting Made Easy" подробно описывается техника соединения пико за счет протаскивая челнока сквозь вытянутую через пико петлю. После этого пико больше не связывают!

В книге Mlle Riego "The Royal Tatting Book", изданной в 1864 года приведена схема окантовки салфетки с использованием дуги, выполненной двумя челноками, совсем как делаем это мы сейчас. Так появились основные элементы фриволите, позволяющие создавать прекрасные узоры, поражающие своей четкостью линий, ажурностью и воздушностью.

Фото. Мерное кружево в технике фриволите. Автор работы — Shustrik.
Фото. Комплект: колье и серьги. Фриволите. Автор работы — avalentinav.

В технике фриволите выполняли покрывала. накидки, салфетки, портьеры и занавеси, мерное кружево, использующееся для отделки одежды, воротники, манжеты, жабо, мотивами фриволите украшали салфетки, мебельные чехлы, отделывали юбки, фартуки, чепцы. В работе мастерицы часто использовали тонкую золотую и серебряную нити.

В Россию фриволите пришло в XIX веке. Поначалу наши кружевницы с интересом осваивали технику плетения западного кружева дополняя её своими находками. Неизвестные мастерицы создавали уникальные изделия, которыми пользовались женщины высшего общества. Перчатки, сумочки, накидки, зонтики – вот не полный перечень изделий, являющихся обязательной принадлежностью светской женщины. В 1900 году в Санкт-Петербурге была издана книга "Курс женских рукоделий", с описанием европейской техники фриволите, по которой это искусство освоили многие мастерицы.

После октября 1917 года в нашей стране кружевоплетение было признано "барской затеей". Особенно не повезло фриволите — ведь оно считалось еще и западным, империалистическим рукоделием ( в отличие, к примеру, от Вологодского кружева, считавшегося народным промыслом). И о фриволите забыли почти на полвека.

В конце XX века фриволите начало возрождаться в нашей стране. И, как и в случае с макраме, возрождение началось с Прибалтики В1960-е годы эстонские мастерицы не только воссоздали кружево фриволите, но и разработали новую, более скоростную и удобную для работы технику плетения. Она заметно отличалась от отличается от западноевропейской и от той, в которой работали наши прабабушки, изучавшие фриволите до революции.

Колокольчик

Фото. Оконная декорация "Зимние грезы". Автор работы — просто Марина.

«Кружевные колокольчики» Фриволите иглой

В 1970-е годы фриволите стало популярным в Москве, а вскоре и в Ленинграде: открываются курсы фриволите в клубах и в школах, женские журналы публикуют схемы изделий, издаются книги.

Одной из первых в России мастериц, изучивших методику плетения, разработавших условные обозначения элементов схемы кружева фриволите, была Анна Григорьевна Вечерская. Она внесла большой вклад в развитие современной техники фриволите, её изделия отличаются мастерским исполнением и безупречным вкусом. А книги А.Г. Вечерской по плетению кружева фриволите позволили многим освоить и искренне полюбить это вид рукоделий.

Сегодня искусство фриволите переживает новый виток развития и вызывает особый интерес у тех, кто любит творить красоту своими руками! В чем причина такой популярности? Мне кажется в его необычайное простоте — фриволите не требует замысловатого оборудования, им достаточно легко овладеть в любом возрасте, а то, что узор складывается всего из нескольких простых элементов, оставляет огромные простор для творчества и самовыражения.

Фриволите — кружево закружит.

Удивительно, что так мало места уделено этому прекрасному, волшебному и главное рукотворному волшебству. Фриволите — достаточно древний вид рукоделия, дошедший до наших дней. Родом оно из Италии или Франции (спорный вопрос) и состоит буквально из двух движений челноками — прямым узлом и обратным. Остальное уже нюансы. Многие, кто видит работы пугаются заранее, что такое невозможно понять и сотворить, но отвечаю со знанием дела — вязать спицами горааааааздо сложнее, поверьте. Плетение происходит челноками или иглой. но челноками гораздо удобнее, быстрее и проще. В наше время стремительно набирает обороты такой виток развития фриволите — Анкарс. Это когда в кружево вплетают бусины, бисер и стразы и это всё происходит в несколько слоев. Как правило, это получаются украшения. Очень красиво.

Но сегодня я вам покажу несколько работ в классической технике фриволите. Может кого-то заинтересует и вы пойдете гуглить это завораживающее слово и то что найдете вам окажется по душе.
А так же хотелось бы найти друзей и соратников в этом виде искусства. Мне есть чем поделиться и есть еще чему поучиться и если есть группа на СМ по технике фриволите очень хотелось бы, чтобы ткнули меня туда носом — сама не нашла))))

Оцените статью
Своими ручками: поделки и рукоделие