КОНСТРУИРОВАНИЕ ГОЛОВНЫХ УБОРОВ

Краткое содержание:

Конструирование и моделирование головных уборов. Шляпы

Цель: Познакомить с историей головных уборов, их классификацией. Научиться анализировать модель шляпы, проектировать модели головных уборов. Показать умения и навыки применения имеющихся знаний в новых ситуациях. Развивать навыки совместного поиска ответов на вопросы, умения пользоваться приёмами моделирования и конструирования по аналогии и в заданных ситуациях. Совершать систему самоконтроля, взаимоконтроля и способности к быстрой психологической релаксации.

Оборудование: Карандаш, линейка, циркуль, сантиметровая лента, ножницы, калькулятор

Наглядные пособия: Карточки с видами, типами и классификацией головных уборов, головные уборы, журналы мод, Технологические карты. Таблицы с видами головных уборов. (рис.3,2. Приложение1, 2,3.)

Межпредметные связи: алгебра, геометрия, черчение, рисование.

1. Организация занятия.

1. Проверка готовности учащихся к занятию.

Проверка домашнего задания: У каждого своё задание по поиску материалов для темы «История шляп»

2. Сообщение темы и цели занятия.

Здравствуйте, милые девушки и гости, я вас приглашаю на экскурсию по Шляпному салону — ателье.

Тема занятия, которое мы проведем здесь — «Конструирование и моделирование головных уборов. Шляпы».

Я очень рада видеть вас всех здесь, и надеюсь, что вы пришли сюда с хорошим настроением. У вас на столе лежат 3 очаровательные мордочки. (Карточки с 3 мордашками, которые отражает настроение: улыбающейся, горюющий и спокойный) Итак, проверим какое сейчас у вас настроение? Поднимите ту карточку, которая наиболее соответствует вашему настроению. Спасибо. Отложите карточки на край стола.

Эпиграфом нашего урока я выбрала слова Бориса Вышеславцева «Сущность души — есть творчество»

Каждый наш урок отмечается творчеством, и сегодня вы сможете продемонстрировать свои творческие способности, моделируя головной убор. На основе имеющихся знаний мы выработаем новые умения по конструированию и моделированию шляп.

Итак, мы с вами переходим в исторический зал, экскурсию в котором будут вести два экскурсовода.

1 ЭКСКУРСОВОД: (имя)

10 РАЗНЫХ ГОЛОВНЫХ УБОРОВ ИЗ БУМАГИ

«По последним находящимся у нас данным — это исторические журналы, книги, памятники архитектуры, картины и т.д. мы можем заметить, что за последние 500 лет менялись только размеры, объемы, пропорции, силуэты и детали головных уборов.

Самая главная причина появления головного убора — это защита их владельца от холода и жары, т. е. они должны быть практичными. Поэтому их формы подчинялись функциональному назначению.

Взглянув на головной убор Античного человека, работающего в поле, можно обнаружить первую шляпу с полями, которая называлась пипос. Моряки носили войлочные колпаки (похожие на наши колпаки для бани) — петисос.

«Конструирование и Моделирование» САПР ГРАЦИЯ

Венки и налобные повязки были на состоятельных людях и служили свидетельством привилегированности.

В средневековье и мужчины и женщины носили накидки, плащи с капюшонами.

В Византии носили остроконечные шляпы с шелковыми накидками (вуалями).

К концу XV в.. берет, вошел в моду у этрусков, тогда их носили только охотники и крестьяне, позже большие, плоские и с разрезами, из тонкого сукна или бархата, украшенные вышивкой, брошами, золотыми украшениями, перьями — береты стали распространяться, (в основном), в художественной интеллигенции. (Приложение№1)

«Шляпы могли все рассказать о человеке, его статусе, положении в обществе их воспитании и семейном положении. В Англии, например, «чепчики» чаще всего носили незамужние женщины (или вдовы), чем замужние или девушки.

В Германии — женская широкополая шляпа называлась шуточно «последняя попытка», это означало, что старая вдова или незамужняя женщина, ее надевавшая, надеялась выйти замуж.

В Америке, наоборот, подчеркивали поэтическую натуру.

Считается, что соломенная шляпа появилась во Флоренции, хотя их носили греки и римляне, а у евреев — она была обязательной принадлежностью в одежде, но Флоренция была знаменита самыми тонкими и изящными шляпками, которые и вошли в моду женских головных уборов. Во времена мушкетеров мужчины особо заботящиеся о своем костюме и его величавости придумали широкие поля шляп, но т. к. они мешали стрелять из лука и скакать на лошади, их стали закалывать сначала с одной стороны, а позже и с двух — так появились треуголки.

Русские женщины до петровских времен почти не знали ни шляп, ни беретов, ни «чепсов», ни колпаков. Верные обычаю скрывать после замужества свои волосы, они надевали повойник, сороку или кокошник, а сверху накрывался платком или шалью».

Преподаватель: Итак, вы узнали об истории женских головных уборов, их использовании, и я хочу обратить Ваше внимание на практическое применение головных уборов для сохранения здоровья — защиту от холода и жары, поэтому, знания, полученные на этом уроке, вы сможете применить в повседневной жизни.

Нашу экскурсию продолжают модистки.

Разрешите представить (показывая на специалистов) Специалист по квалификации и дизайнер нашей фирмы (ИМЯ)

  • кепка
  • шапка
  • шляпа
  • с полями
  • без полей.»

А все остальное — их варианты.

Преподаватель: Уважаемые экскурсанты и гости, на ваших столах лежат опорный конспект — схема, на которых представлена классификация головных уборов.

2 МОДИСТКА: (Приложение №2) «Центральная швейная лаборатория в Москве все головные уборы классифицирует по признакам:

  1. летние
  2. зимние
  3. весенние
  4. осенние
  1. фетр
  2. солома,
  3. мех
  4. кожа
  5. искусственные ткани и натуральные
  1. мягкие (вязание, шитье, плетение)
  2. жесткие (формованные)
  1. торжественные
  2. повседневные
  3. национальные

1 МОДИСТКА: «Отделка — один из элементов композиции, которая должна быть согласована с костюмом, его цветом, тканью, формой, линиями и назначением головного убора.

Например, свадебные головные уборы украшают цветами, бисером, шикарной фатой.

КАК СШИТЬ ПАНАМУ из старых джинс своими руками | DIY

Не маловажное значение имеют булавки, пуговицы, блочки, пряжки, кокарды — особенно в военном головном уборе.

Отделка может быть однотонной или контрастной (в цвет галстука) может использована: кожа, мех, перья, бейка, сутажи, цветы, бомбоны, банты, шитье (особенно в головных уборах детей)».

Преподаватель: да, всё правильно. Интересно, что в 1929году один французский денди писал, что «хорошо одевающийся человек должен иметь 15 костюмов, 20 пар перчаток и не менее 15 шляп»

Сейчас шляпы носят уверенные в себе люди, главное соблюдать пропорции. Например (показ на доске по плакату)

Широкополая шляпа подходит к облегающим костюмам или наоборот платьям «А — ля Скарлетт».

Женщинам не высокого роста не следует носить такие шляпы, так как она может утяжелить фигуру и сделать зрительно её ещё меньше.

Сравнив головные уборы разного фасона и материала мы заметим, что донышко м/б овальное, круглое, выпуклое или плоское, поля длинные или узкие, тулья — высокая, узкая, прямая или сложенная в гармошку, расширенная или зауженная (обратите внимание на плакат)

Выбрав модель или конструкцию головного убора за счет отделки и моделирования лекал можно изменить головной убор с учетом особенностей своего лица, фигуры, колористического типа и назначения одежды (на столах приложения)

1 МОДИСТКА: Для женщин с треугольным лицом верхняя часть головы значительно массивней нижней, чтобы скрыть недостатки, рекомендуются головные уборы мягкой формы (береты с низкой линией присада, шляпы с асимметричными полями и небольшой отделкой и т.д.).

Производство головных уборов.

2 МОДИСТКЕ Для женщин с круглым лицом — рекомендуются головные уборы геометрических форм, объем которых не должен быть маленьким, чтобы лицо не казалось широким.

1 МОДИСТКА: Для людей с широкой нижней частью лица — рекомендуются головные уборы с асимметричной линией присада и объемным верхом.

2 МОДИСТКА: Для овальных и прямоугольных лиц подходят все виды шляп.

Учитель: Спасибо за представленную информацию, а сейчас, вам представляется возможность проявить свое творчество и придумать самим отделку к шляпе.

Каждой группе предлагаются виды отделок (ткань, искусственные цветы) и шляпа. При составлении отделок вам могут понадобятся булавки, при их использовании не забудьте правила техники безопасности при работе с колющими инструментами. На выполнение работы вам дается 5 минут, а также вы должны защитить свой проект в течение 2 минут. Прошу обратить внимание, что на ваших столах лежат оценочные показатели (Приложение№3), по которым вы оцениваете работу другой группы и свои оценки прошу мотивировать. Итак, задача: украсить шляпу для костюма торжественного назначения. Свои оценки поставьте на листочки и сдайте мне.

  • модистка головных уборов,
  • модельер — конструктор ГУ,
  • технолог — конструктор.

Вы можете освоить одну из этих специальностей и открыть в нашем городе шляпный салон.

Давайте перейдем в конструкторский цех. Чему мы должны здесь научиться? Какова наша цель?

Дети: Научиться конструировать головные уборы.

Преподаватель: Что же такое конструирование?

На доске — Это построение чертежей лекал любого изделия.

Музей дизайнера головных уборов Марины Седовой. Экскурсовод сама хозяйка ! Удивительный мир шляп…

  • формовочный (сеточный метод) фетров. Форму головного убора получают при помощи специальной деревянной болванки (приложение №1).
  • и расчетный метод (метод мерки и прибавки), которым мы сейчас будем пользоваться.

Что же нам необходимо для построения головного убора?

  • модель
  • обхват головы (размер ОГ) — размеры деталей шляпы
  • знать детали, из которых состоит головной убор

Ученик: Уметь чертить детали.

Преподаватель: Как вы думаете, что же необходимо для построения шляп? Ученик Циркуль, линейка, карандаш. Значит, при построении мы с вами будем опираться на знания и умения, полученные на уроках геометрии, черчения и рисования.

Я вам предлагаю 2 технологические карты (Приложение №3).

Первая тех. карта — посложнее, а вторая — полегче для разбора, т. е.- вы посмотрите и выберите сами технологическую карту для работы. Они обе перед вами.

Практическая работа по технологической карте.

Спасибо за работу, но это только основа для вашего творчества.

Мастерская головных уборов Анны Семенихиной

Сейчас прошу смоделировать эту шляпу путем удлинения, расширения или заужения тульи, полей или донышка для женщины с треугольным лицом. Необходимые карточки у вас имеются на столах. (Приложение №2).

Сейчас прошу самостоятельно оценить свою работу. (Приложение №3). После прошу поменяться работами с рядом сидящими, и оценить работу соседей. Прошу поднять руку, у кого оценки совпали с оценкой автора?

Спасибо за работу.

Итак, наша экскурсия подошла к концу. На ней мы познакомились с историческими аспектами шляпного ремесла и классификацией головных уборов, узнали основы конструирования шляпы и приложили свои знания в моделировании на определенный вид лица.

Хочу вернуться к нашему эпиграфу:

Мастер-класс «Вязание головных уборов»

Каждый из вас, дорогие девушки, уникальная творческая личность, Но, основой любого творчества является труд. Работая с вами сегодня, я убедилась, что каждый из вас обладает своим талантом, который я надеюсь, будет проявляться в вашей одежде, в головных уборах, о которых мы сегодня с вами вели речь. Какие ваши впечатления от урока?

�� СДЕЛАЙ САМ ЗА 2 ЧАСА. МОДНАЯ ПАНАМА. �� Как быстро раскроить и сшить панамку.

А сейчас, я прошу вас вернуться к очаровательным мордашкам и определить, какое же у вас сейчас настроение. Прекрасно.

Индейский головной убор своими руками

КОНСТРУИРОВАНИЕ ГОЛОВНЫХ УБОРОВ

Эту шапку можно пошить как самостоятельный головной убор, или с ушками опущенными вниз, можно даже меховыми (самой различной конфигурации). Или можно выкроить околыш к шапке клинке (различной конфигурации) и пошить шапку с околышем. Как выкроить околыш и пошить такую шапку, смотрите там же. Дизайн такой шапки может быть любым. Я рассчитываю шапку на конкретных мерках, померив свою голову Вы рассчитаете шапку.

Детали в головных уборах

Какие же детали в головных уборах? Или из каких деталей они состоят? Какая конфигурация деталей головных уборов? ГУ могут состоять из различных деталей, и по конфигурации тоже сильно отличаться, так же как и детали одежды. Форма деталей зависит от модели ГУ. Но все модели объединяет одно — название деталей кроя. Название деталей кроя: Основание или ещё его называют донышко. Стенки Поля Головки Клинья Козырьки Конечно, разные детали в разных моделях.

Виды головных уборов

Головные уборы делятся на формованные и не формованные. Яркий пример формованного ГУ — это шапка ушанка формовка. Как её определить? У неё «уши» не отгибаются, так они сформированы деревянной колодкой шапки и каркас из пальтовой ткани укреплён желатином. Поэтому на ощупь она твёрдая, а не мягкая как, например вязаная шапка. Виды головных уборов бывают: 1.Шитые из тканого материала, трикотажа, дубляжа, натурального и.

Снятие мерок для головных уборов

Основные измерения в головных уборах (ГУ) — это всего три мерки. 1 мерка — основная, это обхват головы — ОГ, являющейся так же и размером ГУ. Размер ГУ обозначают как Р. Снимается так — сантиметровая лента проходит вокруг головы горизонтально по лобным частям, над уровнем бровей, затем по самой выпуклой затылочной части, замыкаясь сбоку справа. (рис1) Если ГУ проектируется носить выше или.

По назначению головные уборы можно разделить на несколько классов

Моделирование и конструирование головных уборов

Одно из первых осознанных стремлений человека – предохранение головы от неблагоприятных воздействий природы – заставило его создать защитный покров для головы. Это означало появление головного убора с его важнейшей функцией — защитной.

В истории костюма головной убор прошел путь от украшения до выражения индивидуальности своего обладателя.

В соответствии с климатическими, географическими и историческими условиями жизни людей головной убор менялся от легких сооружений из лыка, плетеного камыша до сложных конструкций из шкур, войлока и других различных материалов, выполнение которых, требовало последовательного исполнения разнообразных приемов.

В процессе эволюции общества (развитие классовых отношений, экономики и духовной жизни людей, изменение условий труда и быта) изменялись и формы головных уборов.

В настоящее время при разработке моделей головных уборов учитывают общее направление моды, наличие новых материалов, использование новых видов оборудования, применение новых технологий.

Классификация и ассортимент головных уборов

По назначению головные уборы можно разделить на несколько классов.

Бытовые головные уборы — различные виды уборов делятся на повседневные и нарядные. Повседневные головные уборы носят ежедневно большую часть дня. Нарядные надевают в особых случаях: в праздничные дни, юбилейные даты, при посещении театра или концерта и т.д.

Спортивные головные уборы предназначены для любительского и профессионального спорта. Головные уборы для профессионального спорта подразделяют по видам спорта.

Производственные головные уборы учитывают специфику трудовой деятельности. Они предохраняют голову от загрязнения, вредных воздействий на производстве и т.д.

Специальные головные уборы связаны с производственным процессом и выполняют функции защиты, предусмотренные требованиями охраны труда (для пожарников и шахтеров — каска, электросварщиков – каска и защитный шлем и т.д.).

Форменные головные уборы бывают военные и гражданские и подразделяют на повседневные и парадные. Модель, материал, отделка определяются государственными стандартами. Головные уборы для военных создаются по принципу отличия родов войск.

Зрелищные головные уборы в зависимости от видов и жанров зрелищного искусства подразделяются на театральные, эстрадные и цирковые. Они не могут быть использованы в повседневном обиходе.

Курс головных уборов Кати Ветровой. УРОК 1

Культовые головные уборы используются только служителями культа (монашеский колпак, куколь, скуфья, камилавка, клобук, митра и т.д.).

Этнографические головные уборы носят в различных областях, что обусловлено климатом, родом занятий жителей, а также географическим положением (тюбетейка, эскимоска, шляпа ковбойская, вьетнамская сомбреро и т.д.).

Исторические головные уборы учитывают особенности исторического развития (кокошник, котелок, цилиндр).

В зависимости от сезона эксплуатации головные уборы подразделяются на зимние, летние и весенне-осенние, по половозрастному признаку — на мужские, женские и детские для мальчиков и девочек.

Моя коллекция головных уборов.

Большая часть головных уборов имеет основной объем – тулью (или головка), которая может быть разнообразных форм. Тулья пластично связывается с другими частями головного убора (кашпен, поля), удерживающими его на голове. Очень широкое распространение имеет тип головного убора, называемый «шляпа».

Специфика изготовления театральных головных уборов

Шляпа мужская — головной убор с головками различных форм и размеров, с полями или без них (вместо полей козырек). Фасоны мужских шляп очень разнообразны: «Тироль» — шляпа с высокой головкой и узкими загнутыми вверх полями, поднятыми вверх сзади; «Охотничья» — фетровая шляпа с конической головкой и отогнутыми сзади и боков полями; «Дипломат» — с небольшой круглой головкой и маленькими полями. Тулья может иметь продольный замин на донышке и продолговатые замины на левой и правой частях тульи. Форма заминов может быть различной. Нижний край головки украшают лентой, тесьмой, пояском, шнуром, перьями и т.д.

Шляпа женская — головной убор имеет те же элементы, что и мужская шляпа, но вместо заминов на ней могут быть заложены рельефы. Поля по размерам делят на небольшие, средние и большие и могут быть отогнуты вверх, вниз, а также образовывать активные изгибы. Форма головок может быть различной: плоской, округлой или конической.

Берет — головной убор с головкой различного объема и посадки, удерживается на голове благодаря плотно сидящему кашпену — пояску небольшой ширины, который в отдельных моделях убирается во внутрь (или отсутствует). Береты могут иметь козырек, ушки и назатыльник. Форма беретов может быть мягкой, жесткой и драпированной.

Кепи – головной убор с узким околышем и козырьком. Кепи имеют самые разнообразные конструкции: покрой — реглан, клинья, цельнокроеный и фантази.

Каскетка – по фасону напоминает одновременно и шляпу и кепи. Спереди обязательно присутствует ремешок, где крепятся металлические значки.

Фуражка – классический головной убор для мужчин. Состоит из овального донышка, четырех стенок, околыша и козырька, выполненного из фибры или картона, обтянутого тканью.

«Боярка» — самый распространенный женский головной убор, имеющий головку и выпуклый бортик, получаемый прессованием на форме-колодке.

Шляпа фасона «ток» — головной убор без полей. Эти шляпы практически никогда не выходят из моды, лишь меняются их пропорции, форма донышек и линии присада (лицевого края шляпы). Выполняется из ткани или фетра, оформляется драпировкой или разнообразными украшениями (перьями, пряжками, цветами и т.д.)

Шлем -головной убор, плотно покрывающий голову, застегивающийся под подбородком. Шлемы могут быть с козырьком и без него.

Капор — головной убор, мало отличающийся от шлема; его головка плотно облегает голову, но в отличие от шлема он может иметь отворачивающийся у лица край.

В мужских головных уборах значительную группу составляют шляпы. Среди них сложились основные типы по назначению: повседневные, официальные, спортивные.

В женских головных уборах основную часть также составляют шляпы. Назначение в них определяется видом используемого материала, так как одни и те же типы головных уборов по форме могут использоваться и в повседневном, и в нарядном, и в спортивном характерах костюма.

На основе существующих или ушедших в историю головных уборов при определенных условиях возникают новые типы или фасонные решения головных уборов, отвечающих требованиям моды или требованиям костюма, создаваемого для новых видов деятельности человека. Изменение конструкций головных уборов выражается в изменении типовых элементов конструкций: линии швов, строчек, формы и размера деталей, количества их в изделии, способов соединений деталей.

Материалы, применяемые при изготовлении головных уборов

Современные головные уборы изготавливают из широкого ассортимента материалов. Головной убор является комплексным изделием. Его внешний вид и эксплутационные свойства зависят от качества основного материала, однако большую роль играют подкладочные и прокладочные материалы. Классификация материалов, используемых при проектировании головных уборов, приведена на схеме 1.

Схема 1

МАТЕРИАЛЫ
Из натуральных волокон (лен, хлопок, шелк, шерсть) Из искусственных и синтетических волокон
Пряжа, нити, тесьма, соломка Фетр, ткань, трикотаж, кожа, мех Пряжа, нити, моноволокно, тесьма Фетр, ткань, трикотаж, кожа, мех, пленка

В качестве основного материала используются пальтовые, костюмные шерстяные и полушерстяные ткани, трикотажные полотна, искусственные и натуральные кожа, замша и мех, дублированные материалы, хлопчатобумажные, льняные, шелковые ткани, соломка.

Материалы для изготовления головных уборов должны иметь красивый внешний вид, быть разнообразными по фактуре и отделке, иметь необходимые технологические показатели и высокие эксплутационные свойства, сохраняемые после стирки или химической чистки.

ЯБ2016 Производство головных уборов ИП Фомина Н.Н.

Плотные жесткие ткани находят применение в шитых головных уборах четкой формы, а мягкие рыхлые рекомендуются для уборов мягких форм. Выбирая материал, необходимо учитывать ассортиментную группу головного убора. Для изготовления головных уборов весенне-осеннего и зимнего сезонов большое распространение получили натуральные кожи и меха.

В соответствии с ГОСТ 1875-83 «Кожа для одежды и головных уборов» кожи вырабатывают из шкур овец, коз, свиней. Эти материалы красивы и обладают повышенной износостойкостью, прочностью на разрыв, несминаемостью, воздухопроницаемостью и теплопроводностью. К основным видам натуральной кожи относятся шеврет, велюр, замша, опоек.

К натуральному меху относят все виды пушно-мехового полуфабриката – шкурки пушных и морских зверей, домашних и сельскохозяйственных животных. Наилучшими эстетическими свойствами обладают шкуры норки, соболя, серебристо-черной и темно-бурой лисицы, каракуля, каракульчи.

Наряду с натуральными материалами широкое применение нашли искусственные меха и кожи. Их применение позволило не только заменить дорогостоящие материалы, но и значительно расширить ассортимент вырабатываемых изделий. Искусственные мех и кожа красивы, обладают высоким сопротивлением к многократным деформациям, хорошими показателями ветростойкости и морозостойкости, имеют удовлетворительные санитарно-гигиенические показатели.

Кроме тканей, кожи, меха и фетра для изготовления головных уборов применяют и др. материалы. Наиболее распространенными являются головные уборы из вискозной соломки, моноволокна, из колпаков рафи и пеньки, целлофана, кружевного полотна.

Вискозная соломка выпускается в виде тесьмы шириной 1-3 см разнообразных цветов и оттенков.

Моноволокно – синтетический материал тканый или сплетенный в тесьму различной ширины, разнообразных переплетений и расцветок.

Колпаки рафи изготавливают из морской травы.

Целлофан выпускается в виде тонких листов различных расцветок, которые нарезают полосками и сплетают в тесьму различных рисунков. Для устойчивости головного убора иногда вплетают соломку.

Подкладка предназначена для удобства эксплуатации головного убора, оформления и предохранения от износа и загрязнения его внутренней стороны. Главным принципом подбора подкладки является соответствие износостойкости, массе и внешнему виду головного убора.

Для подкладки применяют шелковые и хлопчатобумажные ткани, натуральные и искусственные меха с низким ворсом. Подкладки могут быть сдублированы с прокладками и прострочены с утепляющим материалом. Строчки при этом выполняют в виде ромбов, клеток, полосок. В качестве утепляющих материалов применяют листовую вату на марле, хлопчатобумажный или полушерстяной ватин, холстопрошивные полотна, синтепон.

Для придания форме устойчивости, а также для сохранения формы в процессе эксплуатации используют прокладочные материалы – хлопчатобумажные и льняные ткани, а также нетканые материалы (прокламелин, флизелин, фильц, поролон). Прокладочные материалы в зависимости от формы должны быть легкими, тонкими, жесткими и мягкими. При эксплуатации они должны выдерживать деформационные нагрузки. Также в качестве прокладочных материалов в зависимости от вида изделия используются клеевые материалы с односторонним покрытием. Для придания жесткости некоторым деталям головного убора используется соединение деталей при помощи полиэтиленовой пленки.

Отделка является одним из элементов композиционного решения головного убора. Она должна быть увязана с формой и конструкцией модели, согласована со структурой переплетения, колористическим оформлением ткани. Отделка должна дополнять, а иногда и быть акцентом в головном уборе. Отделки подбирают в зависимости от назначения головного убора.

Повседневные шляпы отделывают лентами, ремешками, кантами с использованием металлической и пластмассовой фурнитуры.

Головные уборы спортивного типа отделывают эмблемами, металлической фурнитурой (блочки, пряжки, хольнитены, кнопки, значки, пуговицы, украшения на клямере), тесьмой, большим количеством строчек.

В нарядных шляпах отделка является акцентом композиционного решения убора. Здесь используются перья, банты, цветы, вышивка, кисти, вуалетки (кружевное полотно).

Для оформления детских головных уборов применяют всевозможные отделки из различных материалов и тканей, а также из пластмассовых, деревянных украшений и металлической фурнитуры.

Требования, предъявляемые к головным уборам.

Головной убор независимо от назначения должен отвечать современным нормам художественного оформления: модному решению формы, пропорциям, отделки модели, колорита и рисунка ткани. Головной убор должен быть не только модным, необходимо, чтобы он украшал человека, красиво выглядел при всех поворотах головы, своей формой соответствовал внешнему и внутреннему облику, а также прическе человека. Таким образом, головной убор своим объемом и линиями должен согласовываться с особенностями рельефа головы и чертами лица, а также соответствовать назначению, возрасту и окружающей обстановке.

ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ 2020 СВОИМИ РУКАМИ

Головной убор, учитывая климатические условия окружающей среды, должен обеспечивать комфортные условия труда, отдыха или спорта, за счет правильного подбора пакета материалов. Гигиенические требования связаны с такими показателями как теплопроводность, воздухопроницаемость, гигроскопичность, водонепроницаемость. Так зимние головные уборы имеют сугубо практическое значение – защищать голову от холода, поэтому они должны обладать высокими теплозащитными свойствами и изготавливаться из материалов и тканей с малой теплопроводностью.

Во всех случаях зимние головные уборы отличаются определенной плотностью тканей, имеют воздушную прослойку, что предохраняет голову от переохлаждения. Повышение теплозащитных свойств достигается не за счет использования толстых, тяжелых и плотных тканей, а применением соответствующего теплоизоляционного материала (ватин, синтепон и др.) и соответствующей ветростойкой прокдадки.

К летним головным уборам предъявляются иные требования: они должны предохранять голову от перегрева, быть воздухопроницаемы и обладать хорошей гигроскопичностью. Головные уборы для ненастной погоды должны быть воздухопроницаемы и в тоже время водонепроницаемы. Ткани с водоотталкивающей пропиткой, как правило, не пропускают ни воду, ни воздух, поэтому при моделировании из этих материалов предусматриваются вентиляционные отверстия (блочки, сетки) для удаления испарений.

Головной убор должен быть удобным и практичным в носке, хорошо держаться на голове, иметь минимальную массу. Убор не должен плотно облегать голову, т.к. это может вызвать неприятные ощущения, такие как головная боль.

Степень сохранения качества и формы головного убора в эксплуатации и его надежность в первую очередь определяются свойствами и качеством используемых материалов. Увеличению срока эксплуатации головных уборов способствует применение формоустойчивых и высококачественных прикладных материалов и их соответствия назначению головного убора, изготовление изделия в полном соответствии с техническими требованиями и технологией пошива.

Способы формообразования головных уборов

Историческое развитие головных уборов продемонстрировало большое разнообразие форм. В прямом соответствии со свойствами материалов или основанные на контрастном взаимодействии свойств материалов и конструктивного решения головные уборы приобретали и различное пространственное решение: плотно облегали голову, повторяя ее форму, имели заданную форму благодаря пластическим свойствам материала или с помощью каркасных конструкций.

Существует шесть основных способов формообразования головных уборов, которые можно выстроить в цепочку в порядке нарастания технической сложности их изготовления: повязанные по голове; плетеные по форме; вязаные; шитые; прессованные; формованные.

Самым простым способом создания головного убора является повязывание. Для этого используют материалы как платки, косынки, шали, шарфы, вуали, различные ленты и т.д. Более сложным способом создания формы головного убора является метод драпирования. С помощью тех же плоскостных материалов и различных способов повязывания создают головные уборы разнообразных форм, при этом материалы закладывают складками или драпируют на голове, либо на предварительно заготовленной жесткой форме.

Следующую группу составляют головные уборы, плетенные из натуральных и искусственных волокон. К натуральным волокнам относятся рисовая и бамбуковая соломки, к искусственным — различная тесьма из моноволокон и других видов сырья. Изделия получают путем стачивания тесьмы или соломки по спирали с учетом требуемой формы. Мастер при стачивании в необходимых местах посаживает или оттягивает тесьму, получая плоское донышко, переход к стенке, а затем переход на значительное расширение полей. Посадка и натяжение соломки или тесьмы зависят от формы головного убора. Этим методом получают летние головные уборы типа шляпы с полями.

Следующую группу составляют вязанные головные уборы, получившие за последнее время наибольшее распространение. Их выполняют ручной вязкой или на различных трикотажных машинах.

Шитые головные уборы составляют очень широкую группу по используемым материалам. При разработке шитых головных уборов можно достичь достаточно выразительных форм, используя для этого не только конструкцию, крой, но и элементы, полученные формованием. Они играют роль каркаса в головном уборе. Все шитые головные уборы подразделяются на мягкие и головные уборы на каркасной основе. Шитые головные уборы получили широкое распространение среди всех групп, они относятся к группе изделий с явно выраженной конструкцией, где конструкция выступает как эстетический элемент. Все многообразие моделей головных уборов строится на комбинации четырех основных видов конструкций (рисунок 1).

Головные уборы, имеющие зафиксированную обьемно-пространственную форму, получают путем прессования и формования.

Методом механического прессования на специальном оборудовании сетчатого полотна, состоящего из искусственных волокон, получают летние мужские и женские шляпы. Фиксированная форма получается очень устойчивой к неблагоприятным атмосферным воздействиям (влажность, сухость), обладает высокими положительными эксплутационными свойствами, имеет небольшую массу.

Коллекция головных уборов

Формованием получают головные уборы из фетровых колпаков. Слово «фетр» происходит от французского “feutre”- «войлок» и обозначает материал, получаемый сволачиванием и валкой. В промышленном производстве используют фетровые пуховые, чистошерстяные и шерстяные колпаки. Фетровые пуховые колпаки изготавливают из смеси пуха кроликов, зайцев и др. животных (бобра, лисицы, дикой кошки). Фетровые чистошерстяные и шерстяные с содержанием химических волокон изготавливают из ангорской, верблюжьей шерсти или смеси шерсти с вискозой.

Колпаки — это штучные валяльно-войлочные изделия фигурной формы со стенками неравномерной толщины. Колпаки бывают разные по форме.

Штычок — имеет форму кверху зауженную, а к низу постепенно расширяющуюся. Из него изготавливают цельнонатянутые шляпы малых и средних размеров.

Капеллин — имеет конусообразную и удлиненную форму с разведенным, расширенным краем, переходящую в плоские поля. Этот колпак используют для получения головных уборов с полями.

В зависимости от состава сырья и вида обрабатываемой поверхности колпаки бывают: гладкие, аффектированные (под замшу), коротковорсовые (под велюр, бархат), ворсовые, длинноворсовые (под мохер). Для получения той или иной формы головного убора колпак предварительно распаривают, растягивают на спецприспособлении, а затем формуют на деревянных формах и сушат в сушильных шкафах при определенных температурах.

Головные уборы
1. БК: Клинья 2. БК: Донышко и стенка 3. БК: Средняя и боковые детали 4. БК: Развертка
Дополнительные элементы базовых конструкций: поля, козырьки, бортики, ушки, назатыльники и т. д.
Береты, Кепи, Панамы, Шлемы, Спортивные шапочки Ведомственные головные уборы, Военные головные уборы, Кепи, Панамы, Береты, Спортивные шапки Шлемы, Панамы, Пилотки, Спортивные шапки с козырьками, шляпы пилотки, «самолетики», «конвертик», косынки, панамы
Комбинированные варианты на основе базовых конструкций

Рисунок 1 — Классификация шитых головных уборов по конструктивному решению

Рисунок 2 – Основные типы головных уборов, построенные на конструкции из клиньев

Рисунок 3 — Основные типы головных уборов, построенные на деталях – донышко и стенка

Татьяна Табунова / моделирование, конструирование и изготовление головных уборов

Рисунок 4 – Основные типы головных уборов, построенные на средних и боковых деталях

Моделирование головных уборов

Изготовлению головных уборов предшествуют процессы моделирования и конструирования, являющиеся основой для создания технической документации, необходимой для производства головных уборов.

Моделирование – это творческий процесс, где создается образец (модель) головного убора. Основные принципы моделирования головных уборов – это соответствие формы назначению и материалу. Форма головных уборов продиктована назначением и особенностями обработки изделия.

Все головные уборы по стилевому решению можно подразделить на три основные группы: головные уборы классического, спортивного и фантазийного стилей.

Головные уборы классического стиля характеризуются строгостью форм, умеренностью объема и сдержанностью отделки. Контуры головных уборов и линии деталей лаконичные, чаще всего прямые, а иногда и округлые.

Головные уборы спортивного стиля имеют большее разнообразие моделей. Они характеризуются простым решением, четкой конфигурацией деталей, компактностью форм. Здесь чаще применяются различные отделки и украшения, конструктивные детали подчеркиваются декоративными строчками.

Форма головных уборов фантазийного стиля очень разнообразна по покрою, конструктивные линии не подчеркиваются. Большую роль играют декоративные линии и отделка.

Моделирование головных уборов начинается с создания эскизов модели, которые выполняют при положении головы анфас, в профиль и со стороны затылка. При разработке эскиза исходными данными, определяющие характер головного убора, являются: образ человека, условия эксплуатации головного убора, вид материала, особенности направления моды, вид производства. Если модель предназначена для серийного производства, модельер исходит не из конкретного образа человека, а из обобщения типичных черт потребителя.

Существует два способа моделирования головных уборов – муляжный (наколка) и графический.

При муляжном способе моделирования макетную ткань (бязь, коленкор) либо раскраивают на детали, из которых затем создают задуманную модель, либо располагают таким образом, чтобы образовались необходимые складки, замины, т.е. нужная форма головного убора. Наколка показывает расположение тех или иных линий на головном уборе, а также дает представление о конструктивных особенностях модели.

При графическом способе моделирования форму создают с помощью рисунка и чертежа. Этим способом моделируют в основном мужские головные уборы простых форм, а также часть женских и детских головных уборов.

Выбор способа моделирования зависит от сложности формы головного убора. Если модель новая и сложная, необходимо пользоваться наколкой, так как она позволяет получить более точную форму. Иногда можно воспользоваться уже имеющимися формами, на основе которых путем изменения головки, полей, бортиков и т.д. создается новая модель.

Методы конструирования головных уборов

Качество и внешний вид головных уборов во многом зависит от их соответствия размерам и форме головы, которое обеспечивается в основном конструкцией изделия, базирующейся на антропологических данных.

Различают конструирование головных уборов техническое и творческое.

Техническое конструирование и размножение лекал используют при создании ведомственных головных уборов. Конструирование в этом случае осуществляют по техническим описаниям, которые разрабатывают и утверждают ведомственные организации, и конструктор не имеет права допускать каких-либо отклонений от них без согласия заказчика.

При творческом конструировании создаются новые формы лекал, определяются новые декоративные линии, необходимые пропорции изделия. При разработке конструкции деталей головных уборов используются методы приближенного конструирования: муляжный, расчетно-графический, расчетный и сеточный (геодезический).

Муляжный метод используется для поиска нужных форм головных уборов, а также мягких драпированных шляп. Сущность метода в том, что на соответствующей деревянной форме располагают макетную ткань так, чтобы все складки, сборки или какие другие линии были точно скопированы с соответствующей модели головного убора. Излишки ткани срезают, отмечают места их соединения, глубину вытачек, ширину швов и т.д. Добиваясь требуемого результата, головной убор скалывают и прометывают по основным линиям, затем снимают макетную ткань с формы, обрезают по контурам, получая детали головного убора. После уточнения контуров изготавливают лекала из бумаги. Основной недостаток муляжного метода- необходимость изготовления опытного образца и корректировка лекал, контуры деталей требуют уточнения и не дают хорошего сопряжения между собой.

Расчетно-графический метод построения чертежей наиболее распространенные в промышленности, очень разнообразны и отличаются друг от друга структурой расчетных формул и способами графических построений.

Расчетный метод применяется в тех случаях, когда форма головного убора или отдельные его детали очень близки к правильным геометрическим фигурам (цилиндр, усеченный конус, полусфера). Форму головного убора расчерчивают на соответствующие геометрические фигуры и делают развертку этой формы на плоскость по контурам геометрических фигур, затем дают припуски на швы, вносят поправку на усадку и растяжимость ткани в разных направлениях.

Сеточный (или геодезический) метод (рис. 5) применяется при конструировании головных уборов, имеющих форму неправильных геометрических фигур. Данный метод предусматривает нанесение через каждые 2-3 см горизонтальных и вертикальных линий, образующих сетку по всей форме. На сетке прорисовывают конструктивные линии, пересечения которых с сеткой отмечают точками. На плоскости эти линии располагают под прямым углом к линии, которая будет условно изображать середину лекала. Измерив длину прямых линий и расстояние между ними посередине и на концах, их переносят на чертеж и получают лекало.

Рисунок 5 — а) Деление поверхности головного убора геодезическими линиями:

1 – линия швов; 2 – средняя линия; 3 – расстояние между геодезическими линиями;

б) Форма лекала после развертки

Данный метод является более сложным, но он дает возможность построить развертки более точно. По сравнению с другими методами он сравнительно верно определяет формы и размеры деталей и позволяет судить о тех изменениях, которым должны быть подвергнуты детали для большего соответствия форме головного убора. Конструирование головных уборов предопределяет в значительной степени качество головных уборов и служит фундаментом, без которого не могут быть решены вопросы усовершенствования технологии, механизации и организации производства головных уборов.

Исходные данные для конструирования головных уборов.

Для изготовления головных уборов необходимы деревянные или металлические формы, на которых производится правка и ВТО изделий. Они лишь приближенно соответствуют форме головы и внутренней форме головного убора. За основу проектирования этих форм приняты основные размерные признаки — горизонтальный обхват головы и высота головы. Интервал безразличия по обхвату головы принят равным 1см.

При конструировании головных уборов следует различать внешние и внутренние размеры. Внутренние размеры определяются размером и высотой головы; внешние размеры определяют по поверхности головного убора. Измерения головы производятся сантиметровой лентой (обхватные измерения), штангельциркулем (высотные измерения), толстотным циркулем (широтные измерения). Измерения головного убора производят сантиметровой лентой или металлической рулеткой.

К основным измерениям головы относят (рис. 6):

Рисунок 6 — Основные измерения головы

Горизонтальный обхват головы Р — измеряют горизонтально вокруг головы через наиболее выступающие точки лобной и затылочной костей.

Вертикальный обхват головы 1 — измеряют вертикально: сверху — через наиболее возвышенную точку свода черепа по сагиттальной линии, снизу — через наиболее выступающую точку нижнего края нижней челюсти.

Поперечный диаметр головы 2 — проекционное расстояние между теменными точками правой и левой сторон. (Теменная, или эурион — наиболее выступающая в сторону точка стенки головы; располагается над ухом в области теменной или височной кости).

Продольный диаметр головы 3 — проекционное расстояние между глабеллой и затылочной точкой. (Глабелла — точка схождения отростков надбровных дуг; пальцами прощупывается наиболее выступающая вперед точка. Затылочная — наиболее выступающая назад точка затылка, лежащая на срединой линии).

Высота лица физиономическая 4 — расстояние от верхнелобной точки до подбородочной. (Подбородочная — самая нижняя точка, лежащая на крае подбородка по срединной сагиттали; отыскивается прощупыванием снизу. Верхнелобная — точка расположенная по срединной сагиттали у корней волос).

К внешним размерам головного убора относятся (рис. 7):

Обхват головного убора По — измеряют по поверхности головного убора, по самой выпуклой его части и условно называется периметром измеряемой детали.

Рисунок 7 — Основные измерения головного убора

Продольная дуга головного убора А — измеряют по центральной линии головного убора через центр от края спереди до края сзади.

Поперечная дуга головного убора Б — измеряют расстояние от края головного убора с одной стороны до края с другой посередине височной части через центр.

Высота головного убора или отдельной детали В:

— высоту клина измеряют по центральной линии от центра головки до линии пришива или подгибки;

— высоту стенок измеряют спереди, сзади, с боков;

— высоту козырьков, наушников, назатыльников, расположенных вертикально относительно головного убора, измеряют посередине соответствующей детали.

Глубина головного убора Г — измеряют вокруг головы от одной височной части до другой.

Ширина головного убора или отдельной детали Ш:

— ширину донышка измеряют по центральной линии от края одной стороны до края другой;

— ширину козырька, расположенного горизонтально относительно головного убора, измеряют посередине;

— ширину полей измеряют спереди, сзади и сбоку.

В расчетно-графических методах исходными данными для проектирования головных уборов являются размерные признаки головы, конструктивные прибавки к основным участкам конструкции и технологические припуски. Применяются следующие обозначения припусков:

К1 — припуск на ширину шва с одной стороны детали — учитывают в зависимости от технологической обработки головного убора и ткани, из которой шьют тот или иной головной убор. Головные уборы из легко осыпающихся или толстых тканей должны иметь большую ширину шва;

К2 — припуск на толщину материалов — определяется разницей между внешними и внутренними размерами головных уборов. Данный припуск включает в себя толщину ткани верха, подкладки, прокладки. Его условно устанавливают из расчета 0,5 см на каждый мм толщины ткани. Припуск на утепляющие материалы для зимних головных уборов составляет 1,5-2 см.;

К3 — припуск на уработку при механической или влажно-тепловой обработке — слагается из суммы припусков на усадку и растяжение ткани и зависит от свойств материалов.

К4 — припуск на посадку при обработке и соединении — определяется экспериментальным путем и зависит от толщины ткани, частоты стежка, расстояния между строчками;

К5 — глубина декоративных отделок;

К6 — припуск на толщину меха — зависит от высоты волосяного покрова, толщины и плотности кожевой ткани;

Юнит-экономика: шляпная мастерская

К7 — припуск конструктивно-декоративный — зависит от вида головного убора, его формы, художественного оформления и бывает равным от 1см до 10 см. Этот припуск и припуск К5 определяются в процессе творческой работы художника-модельера и конструктора.

Таким образом, при конструировании головных уборов надо знать, из каких деталей состоит изделие, методы его обработки, измерения головного убора или формы и размер головы. В соответствии с размерами для каждой детали головного убора необходимо сделать припуски на швы и обработку, которые будут указаны при построении чертежей этих деталей.

Оцените статью
Своими ручками: поделки и рукоделие